М. (macleginn) wrote,
М.
macleginn

Categories:

лингвистический переворот

Удивительным образом разные эпохи умеют придумывать одни и те же посылки, чтобы делать из них совершенно разные заключения. Алкуин в своем диалоге о риторике не хуже иного просветителя рассказывает о том, как первобытного звероподобного человека можно при помощи правильных объяснений научить чему угодно, — но вывод из этого делается весьма для просветителей нехарактерный:


Карл: Сначала, магистр, открой мне начало этого искусства или этой науки.

Альбин: Я расскажу это согласно мнению древних. Было как рассказывают, некое время, когда люди бродили в полях, подобно диким зверям, и доставали многие [нужные] вещи не при помощи какого бы то ни было душевного разумения, но телесными силами. Еще не поддерживалось сознание ни Божественной религии, ни человеческого служения, но слепая и дикая водительница страсть использовала телесные силы для своего удовлетворения. В то время, однако, некий великий и мудрый муж познал, какая сущность кроется в душах людей и какую она предоставляет возможность для великих дел, если кто-нибудь сможет ее извлечь и благодаря обучению улучшить. Он собрал и объединил людей, скрытых в полях и под покровом лесов, в одно место и, призывая их к чему-то одному, полезному и честному, тех, кто раньше говорил, следуя своей заносчивости, а затем усерднейше внимал учению и разуму, превратил из диких и несообразных в мягких и покладистых. И мне кажется, господин мой король, что посредством этого смогло сформироваться не беззвучное и не бедное знание, которое стремительно отвратило людей от их обычая и привело к разнообразным разумным способам жить. <...Дальше Карл спрашивает про этимологию, цели и задачи...> [Риторика используется] в гражданских, то есть ученых вопросах, каковые можно объять умом естественной души. Ведь подобно тому как естественно для всех защищать себя и ранить другого, даже если они не обучались обращаться с оружием и вести бой, почти так же естественно для всех обвинять других и обелять себя, даже если они не изучали то, как это следует делать. Но более успешно и ловко пользуются речью те, кто обучался наукам и упражнялся в ее использовании. Ведь всем естественно говорить, однако многих превосходит тот, кто говорит по правилам грамматики.


UPD: Это все из Цицерона.

Subscribe

  • (no subject)

    Из ФГОСа для средней школы: описание целей, которые ставит перед собой введение обязательного предмета «Россия в мире»: 1) сформированность…

  • (no subject)

    Прекрасный образчик древнеирландской политической пропаганды — собрание стихотворений под общим названием «Завещание Катайра Великого». В нем…

  • Ирландское стихотворение VII–VIII вв. о приходе лета

    К сожалению, достаточно много непонятных мест. (Все сезоны в Ирландии начинаются на месяц раньше.) 1. Первый день мая — прекрасное время:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments