М. ([info]macleginn) wrote,
@ 2008-03-04 12:12:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
here we go again...

Борис Жуков, журналист, специализирующийся на естественно-научной и экологической тематике, и Вадим Полонский, читавший у нас курсы по русской литературе конца XIX в. и русскому зарубежью, воспроизвели в классической, насколько я понимаю, форме эпизод из спора физиков и лириков: http://bbzhukov.livejournal.com/18936.html (см. ответ [info]v_polon и далее).



(Post a new comment)


[info]alhip
2008-03-04 10:41 am UTC (link)
Да, это сильно - сравнивать Щербакова и Серебряный век.

(Reply to this)(Thread)


[info]macleginn
2008-03-04 11:14 am UTC (link)
См. следующий комментарий ниже ;-)

(Reply to this)(Parent)


[info]adehopt
2008-03-04 10:51 am UTC (link)
Вот близкие к нам поколения тем мне и нравятся, что у них сняты эти глупые границы. Или по крайней мере существует консенсус: подобная избирательность предосудительна.

(Reply to this)(Thread)


[info]macleginn
2008-03-04 11:12 am UTC (link)
Какая избирательность предосудительна? Щербакова я тоже не люблю, но я и Серебряный век не очень люблю, как вообще не люблю современную русскую литературу. Это предосудительная избирательность? :-)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]adehopt
2008-03-04 11:20 am UTC (link)
Но ты же не станешь выводить из этих своих привязанностей квазиобъективные заключения о сравнительной ценности разных вещей.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]macleginn
2008-03-04 11:54 am UTC (link)
Смотря в каком контексте. Я не стал бы делать из этого предмет для публичной дискуссии, но в общем я вполне чувствую в себе иерархию эстетических ценностей.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]hlivkie_shorki
2008-03-04 10:15 pm UTC (link)
А вот тут ты как раз становишься "физиком" :)) Ибо соль в том, что физики исходят из своей иерархии эстетических ценностей. А лирики претендуют на "объективность" (сознательно беру в кавычки), т.к. владеют инструментарием, позволяющим оценивать произведение не из позиции "нравится/не нравится", а из позиции "какое место этот текст занимает в культурном контексте, как повлиял на развитие лит. процесса и т.д." Именно в этой точке и проявилось то самое расхождение во взглядах относительно того, что "высокое", а что "низкое".

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]hlivkie_shorki
2008-03-04 10:17 pm UTC (link)
Собственно, именно фраза "вообще не люблю современную русскую лит-ру" выдает тебя с головой как "физика".

(Reply to this)(Parent)


[info]macleginn
2008-03-05 07:54 am UTC (link)
Ты думаешь, лирики претендовали именно на объективность? Я не знаю ни одного "лирика" в любом смысле, кто бы пытался выступать с таких позиций :-) Можешь назвать примеры? Вспоминается только Гаспаров, заявлявший о необходимости полного охвата, но список его наглядно показывает, о ком он предпочитал писать и в какой мере действительно применял в жизни свои декларации.

(Reply to this)(Parent)


[info]bdag_med
2008-03-04 11:03 am UTC (link)
Где там физики?

(Reply to this)(Thread)


[info]macleginn
2008-03-04 11:14 am UTC (link)
Физики = биологи, не пойдет? Я имел в виду позитивное отношение к жизни и "живой" интерес к литературе в противовес к "музейному" отношению к ней лириков, которые устанавливают себе всякие нелепые иерархии и практикуют снобизм.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]bdag_med
2008-03-04 11:34 am UTC (link)
Ну не знаю, там участвует глупый leonid_b, и ничего по-моему такого "физического" не высказывается... Интерес к жизни - возможно, но это тоже "лирично", имхо...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]macleginn
2008-03-04 12:00 pm UTC (link)
А как ты себе представляешь деление на физиков и лириков? Насколько я понимаю это через рассказы мамы, в первую очередь, речь идет о том, что "физики" активно интересуются литературой и наглядно "любят" ее больше, чем "лирики", связанные с литературой профессионально. Они объединяются ради литературы, обсуждают ее и т.д., а лирики любят молча или тихо ноют. При этом любят разное, и что для "физиков" высокое и литература, для "лириков" низкая и не литература. И вот здесь Б.Ж. как раз упрекает В.П. в том, что тот любит свое "высокое", а от "настоящего" отказывается, чем дискредитирует свою любовь к литературе.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]bdag_med
2008-03-04 12:19 pm UTC (link)
Да, а мне казалось, что физики - это типа технократы скорее, без особенной страстности к культуре... Не знаю, впрочем.

(Reply to this)(Parent)


[info]alber
2008-03-04 06:21 pm UTC (link)
Нет, классическая форма спора совсем другая) Физики - за реальную значимость того, что можно пощупать, естественной науки, а не всякий мерлехлюндий. А лирики - за то, чтобы алгеброй гармонию не поверяли. Другой вопрос, что это "противоречие" снялось как раз тем, что "физики" в итоге стали питать к культре не меньший итерес, чем лирики, хотя и со своим подбором

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]macleginn
2008-03-04 07:09 pm UTC (link)
Видимо, мама застала следующий этап :-) Но противоречие, как видишь, совсем не снялось.

(Reply to this)(Parent)


[info]diadia_sara
2008-03-04 07:57 pm UTC (link)
Журналист видно, что давно не учился, Полонский прав, сколько времени проглатывает чтение. Да и Борис Жуков видно с непривычки странно отреагировал: Полонский склонен к изысканно-эмоциональному стилю речи, что меня в его лекциях всегда утомляло. С непривычки кажется очень странным. А про античников и византинистов - это они зря. Да, и что собственно говоря значит интерес к современной культуре? Я знаю хорошо только то, что мне нравится, что мне интересно, а так общие представления, и то не всегда..

(Reply to this)


[info]hlivkie_shorki
2008-03-04 10:09 pm UTC (link)
Знаешь, Митя, я как человек, в свое время переболевший и Щербаковым, и Серебряным веком, позволю себе вклиниться и с тобой не согласиться.
Жуков выступил как раз с позиции лирика: приняв (допустив) тезис, предложил его развить именно в заданном русле. Щербаков действительно вписывается в эту линию, только фокус в том, что Щербаков поздний (а Полонский говорит о том периоде творчества, когда были, действительно, романтические баллады без лезущей из всех щелей интертекстуальности). То есть Жуков пытался "играть" как раз на поле оппонента.
Если бы это был спор физиков и лириков в классическом варианте, Жуков в ответ на тезис должен был бы заявить что-то вроде "Серебр. век не является квинтэссенцией развития всей русской словесности, она пошла дальше, в современной культуре есть тому достойные примеры, вот, например, Щербаков".

(Reply to this)(Thread)


[info]macleginn
2008-03-05 08:00 am UTC (link)
Боюсь, ты делаешь из физика лирика в большей степени, чем ему бы того хотелось :-) Серебряный век Жукову, в данном контексте, не интересен вообще. Исключительная любовь к СВ для него — признак отсутствия интереса к жизни. Тезис, что Щербаков пытается что-то там продолжить, по-моему, вторичен: post factum он действительно пытается «сыграть на поле» и прибегает неожиданно к изысканному филологическому лексикону про интонации и пр., но изначально, по-моему, главенствует оппозиция живое/мертвое. Посмотри на его «эпиграфы» к другим постам и цитаты: Жуков просто очень любит авторскую песню и пытается поднять ее престиж в глазах аудитории, которая уже готова поверить, что все, что нужно культурному человеку, это разбирать аллюзии у раннего Г. Иванова.

(Reply to this)(Parent)


[info]darquee
2008-03-05 09:03 pm UTC (link)
Мне хочется лишь сказать, что автор этого поста навеял скуку и мысли о вкусовщине (в вопросе литературы, его иронии по исчислению ВВП я не до конца понял, услуги в ВВП естетсвенно, учитываются, в том числе и коммунальные и по тем ценам, которые ставит государство), Полонский же показался взевшенным и разумным человеком. Что это за Щербаков,почему это человек лишен стремления к жизни, не слушая его песен?

Для меня барды - недомузыка и недостихи. И как можно сравнивать с этим классиков поэзии, я не понимаю.

Я лирик или физик? (ответ "дурак" говорить про себя, спасибо.)

(Reply to this)(Thread)


[info]macleginn
2008-03-06 08:24 am UTC (link)
Насчет Щербакова посмотри в сети, я сам не большой знаток его творчества, какие-нибудь тексты найдешь, я думаю. Они действительно достаточно хитро устроены, по стихосложению и аллюзиям, но я не фанат. По музыке это обычная бардовская песня.

А ты вне системы :-) Физики и лирики — это деление, специфическое для определенного места/времени, т.е. советского культурного контекста.

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…